Игра - это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая в не меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин. Право всех детей на досуг и игры записано в международных документах ООН и проводится в жизнь рядом авторитетных международных организаций - ВОЗ, ЮНЕСКО, ОМЕП и др. Это право в полной мере касается и детей-инвалидов. А осуществление игровых программ, ориентированных на эту категорию детей, подростков и молодежи, является важной составной частью программ по социально-педагогической реабилитации инвалидов и важной стороной состояния игровой культуры общества, поскольку дети с ограниченными возможностями являются его частью.

В игротерапии существуют как программы общего характера, позволяющие участвовать в них детям с разными формами и степенью проявления ограничения возможностей, так и специальные программы, рассчитанные не детей с конкретными заболеваниями. Особого внимания требует организация доступных детям и подросткам-инвалидам подвижных игр. При проведении игр необходимо учитывать некоторые возрастные особенности детского организма: функционирование сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, высшую нервную деятельность. Это обязывает более тонко подбирать соответствующую методику проведения игр, учитывая не только основные потребности и особенности развития детей, но и ограниченные возможности больных и ослабленных детей, задержку или даже полную утрату некоторых двигательных и других функций. Проведение игр с детьми с ограничениями возможностей требует медицинского и педагогического контроля за их состоянием непосредственно во время игры и в течение дня, учета проявляющихся признаков усталости. При возникновении нежелательных симптомов необходимо принять соответствующие меры, например, дать ребенку роль, не требующую большого напряжения: помощника руководителя, судьи и т. п. Необходимо учитывать, что при проведении подвижных игр трудность представляет определение посильной нагрузки. Дозирование нагрузки обеспечивается тщательным подбором доступных и разнообразных игр, подходящих для данных ребенка или группы детей с учетом формы и степени их инвалидности, и включением пауз для отдыха и дыхательных упражнений. Особое значение для регулирования нагрузки имеет эмоциональный накал игры. Важно обеспечить постепенность в повышении нагрузки изменением продолжительности игр, количеством повторений игровых действий, выбором сюжета, ритма, темпа и т. п. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие, а также обеспечивали чередование психофизической нагрузки.

 Очень важно и число детей в группе. Оно должно обусловливаться не только возрастом, но и состоянием здоровья, развитием психомоторных качеств, общей физической подготовленностью. Чрезвычайно важен настрой и тон руководителя (педагога, психолога, воспитателя). Он должен быть бодрым, ласковым, спокойным, давать детям эмоциональный заряд, вселять уверенность в своих силах. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние детей (возбудимость, вялость, суетливость и т. д.), уметь вовремя предупредить конфликты между чересчур активными и нетерпеливыми детьми. Важно быть способным самому включиться в игру, взять на себя какие-то роли. Не вполне справедливо распространенное мнение о том, что организация малоподвижных и настольных игр для детей с ограниченными возможностями не требует от педагога особой подготовки. Конечно, подобные игры, не предполагающие значительную двигательную деятельность и перемещения, более спокойны по своему характеру. Однако их организатору требуется особое внимание уделить доступности каждой из игр для детей с разными формами проявления инвалидности. Это особенно наглядно проявляется в смешанных группах, где представлены разные по характеру и степени инвалидности дети. Выбор педагогом конкретных игр должен обеспечить доступность игры для соответствующих групп детей, отсутствие ненужной состязательности, поскольку только опытный педагог-дефектолог при первом знакомстве с детьми способен определить, что доступно ребенку и что способно принести положительный развивающий эффект. Хорошо зарекомендовали себя многие настольные игры, головоломки, занимательные задачи, которые могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с детьми. Всегда полезно значительное разнообразие игр (не менее 3-5 игр или их комплектов), что дает возможность переключать внимание воспитанников от одной игры к другой в рамках отведенного на игровые занятия времени. Обычно игры подбираются так, чтобы обеспечивалась разносторонность игровых задач (например, игры на развитие мелкой моторики рук сочетаются с интеллектуальными играми-головоломками и т. п.), чтобы у детей была возможность проявить себя как индивидуально, так и в небольших группах. Задачи педагогов и воспитателей значительно облегчаются, если есть возможность проводить занятия регулярно. Постепенно выявляются игровые предпочтения детей, а педагогу становятся известны как их любимые игры (об этом полезно расспросить на первых занятиях), так и индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка. Игра не просто занятие и времяпрепровождение, но и школа развития интересов и творческих способностей ребенка, важных в дальнейшей жизни. Воспитательное применение игр и игровых форм в среде детей и взрослых с ограниченными возможностями находит свое выражение в специальных игровых программах и при организации детских праздников. Игровые программы очень разнообразны. Это и проводимые в игровой форме дни рождения и другие семейные праздники, это календарные праздники, памятные события в деятельности школ и детских коллективов, да и просто каникулы и выходные дни. Праздником может стать любое запоминающееся событие детской жизни. Игротерапия особенно активно используется в практике коррекции и лечения больных и ослабленных детей в последние два десятилетия. Коррекционно-развивающая игротерапия имеет целый ряд сложившихся направлений и охватывает многие категории детей-инвалидов. Такие программы доступны профессионально подготовленным специалистам и всегда предусматривают проведение предварительной диагностики. Основной частью игротерапевтической работы является проведение разнообразных игровых занятий: игротерапия по сценариям народных сказок, ролевые игры, куклотерапия и т. п. Часто используются и конкретные игры ("Гуси-лебеди", "Репка", хороводные игры, театральные инсценировки, работа с персонажами кукольного театра, игровые аттракционы и т. п.). При этом осуществляется коррекция эмоциональных нарушений, преодоление страхов. Эффективны игровые формы для работы с детьми, имеющими задержку психического развития и даже глубокие ограничения интеллектуального развития, активно используются специальные игровые программы для детей с диагнозом ДЦП и др.

 Разработка специальных развивающих игротерапевтических программ всегда должна осуществляться специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и опыт практической работы, отвечающий форме и степени детской инвалидности. Проводятся такие программы под руководством опытных консультантов - дефектологов и психологов, направляющих и корректирующих игротерапевтические программы, в которых участвуют педагоги и наиболее подготовленные родители. Например, хорошо зарекомендовали себя игровые программы из книги "Лечебная педагогика" А. Г. Кагана, в предисловии к которой известный психотерапевт проф. В. Н. Мясищев отмечал удачное сочетание медицинской, педагогической и психологической работы. Ряд интересных игротерапевтических программ разработан в рамках президентской программы "Дети-инвалиды" под редакцией проф. С. А. Беличевой. Удачным опытом в осуществлении подобных программ на базе игротеки для школьников и младших школьников является экспериментальная программа "Игротерапия развития", осуществляемая в отделе игры Московского городского Дворца творчества детей и юношества педагогом-психологом Т. В. Плотниковой. В программе, рассчитанной на два года, используются десятки разнообразных игр, в которых участвуют дети и их родители. В этой программе последовательно осуществляется игровая диагностика и коррекция через систему игровых упражнений многих значимых индивидуальных и социально-психологических проблем личностного развития.Все это доказывает эффективность сочетания общеразвивающего воздействия отдельных игр и игровых программ с целенаправленным использованием методов профессиональной игровой диагностики и игротерапии детей, подростков и молодежи с разными формами ограничения физических и интеллектуальных возможностей.

Партнеры и спонсоры

2013 Благотворительный фонд "Добросердие". Все права защищены.